среда, 7 декабря 2016 г.

Another monster. Chapter 14.



    Другой монстр. Часть II.
    Глава 14. Карел Ранке.
    (Июль 2001; Прага)

       Карел Ранке ранее занимал пост полковника тайной полиции. Он был заключен под стражу сразу после Бархатной революции, но освобожден всего спустя шесть месяцев. Безусловно, за этим поворотом событий просматривались сложные политические интриги. Поговаривают, что Ранке выделялся особой проницательностью даже среди коллег, и что он до сих пор хранит множество компрометирующих сведений о лидерах нынешней администрации, которые те предпочли бы скрыть от общественности. Не имея возможности адаптироваться к новой либеральной системе, Ранке занялся теневым бизнесом подобно многим другим бывшим членам тайной полиции и в настоящее время состоит в том, что принято называть преступным синдикатом. Таков был портрет Карела Ранке, обрисованный детективом Суком. Однако, согласно данным частного расследования, проведенного мной лично, в тайной полиции никогда не существовало высокопоставленного офицера по имени Карел Ранке. Когда я поделился этой информацией с детективом Суком, он без удивления отметил, что это действительно не его настоящее имя, и что, учитывая опасность, которой он постоянно подвергается, использование псевдонима вполне резонно.
       С другой стороны, согласно прочно укоренившимся слухам, бывший полковник Карел Ранке обладает исключительным влиянием на черный рынок восточной Европы и использует полученные деньги в легальной экономике для покупки и управления несколькими компаниями, что наделяет его фактической властью сравнимой с той, которой располагают правительственные министры или чиновники. Некоторые считают, что он в любой момент может появиться на публике под своим настоящим именем.
       Однако те предосторожности, с которыми я столкнулся, прежде чем мне было позволено встретиться с мистером Ранке, наглядно продемонстрировали, что я все еще имею дело с человеком, живущим на изнанке общества. Сев в черный частный автомобиль, подъехавший к моей гостинице, я тотчас почувствовал на своих глазах повязку и всю поездку, доставившую мне множество неприятных минут, провел в напряжении, лишенный возможности распоряжаться собой. Под конец, я обнаружил себя на диване в приватном кабинете неизвестного ресторана.



(1989, сотни тысяч людей наводнили Вацлавскую площадь, провозгласив возврат к свободному обществу.
Это событие получило название Бархатной революции.)

       Карел Ранке оказался импозантным мужчиной, его запавшие глаза изливали холодный свет, когда, сидя по другую сторону стола и сухо скрестив пальцы рук, он наблюдал за моими попытками восстановить ориентацию в пространстве с помощью вновь обретенного зрения. Он был одет в черный костюм с тонким галстуком и вся его невысокая подтянутая фигура выдавала в нем бывшего военного.
       "Прошу прощения если встревожил или смутил вас. Боюсь, мое нынешнее положение вызывает больше беспокойства, чем когда либо. Вы должны понять, что ваши глаза были завязаны в том числе и для вашей собственной безопасности." Ранке улыбнулся мне, но взгляд его не потерял сурового блеска. "Очень мало кто из журналистов достаточно безрассуден, чтобы просить меня об интервью. А те, кто однажды решился, все были немцами. В вас я тоже без сомнения признаю потомка этой соседней, варварской земли, захватившей и правившей нами веками... Первый, кто пришел поговорить со мной писал для чешского филиала немецкой газеты. Его статья послужила причиной моего знакомства с доктором Тенмой и последовавшей за этим беседы с независимым журналистом мистером Гриммером. Однако то, что он от меня услышал, осталось неопубликованным."
       Я впервые узнал о том, что Гриммер брал интервью у Ранке. О чем мне уже было известно, так это о том, что Гриммер и Тенма встречались с Ранке и уговорили его не продавать кассету неизвестному немецкому покупателю... Я также был в курсе слухов, согласно которым Гриммер оставил после себя тетрадь, содержащую множество нераскрытых фактов по делу Йохана, которые он обнаружил в результате собственного расследования. Обязана быть некая связь между его записями и этим интервью, так и не увидевшим свет. Но что мог спросить Гриммер у Ранке, и что тот мог ему ответить...?

       -- Я начну с вопроса об убийстве полицейских, произошедшем в Праге. Сказано, что все началось с того, что некий немецкий источник попросил вас разыскать материалы исследований Рейнхарда Бирмана, в частности, аудиокассету с голосом Йохана, записанную когда тот подвергался гипнозу в 511-м детском доме, но ваши попытки пресек сам Йохан.
       "Это был просто бизнес. Мой друг из Германии был готов заплатить круглую сумму. Опасность является неотъемлемой частью бизнеса."
       -- Кем был тот друг из Германии? Это был Детка? Или генерал Вольф?
       "Я бы предпочел не отвечать."
       -- Ладно. Что вы подумали, прослушав запись?
       "О голосе Йохана? Или о том, что он сказал?.. Я не думал об этом. Я просто хотел выйти из игры."
       -- Можете сказать чем вы занимались во времена службы в тайной полиции?
       "Технически, мы были службой государственной безопасности... По крайней мере, я надеюсь вы станете называть нас внутренней полицией. Термин "тайная полиция" был чересчур демонизирован. Но я отвлекся... моими задачами были допрос и разоблачение диссидентов, сбор информации и разведывательные операции. Я знал, что система в конце концов рухнет, но это была моя работа и я ее исполнял."
       -- Зачем вы занимались этими "бесчеловечными" вещами, если знали, что система все равно обречена?
       "Послушайте меня. В сердце я был убежденным коммунистом. Я делал все это из любви к своей стране. Я гордился этим. Но экономика разваливалась на глазах и люди, сидящие во главе, погрязли в коррупции. Было ясно, что капитализм и либерализм в конце одержат победу. И все же, я должен был продолжать защищать систему. Я просто закрыл глаза на все эти ужасы. Таков был мой ответ времени."
       -- Мог ли Франц Бонапарта чувствовать то же самое, что и вы? Как вы думаете, был ли он таким же патриотом?
       "Никогда с ним не говорил. Так что я не знаю. Что касается того, был ли он патриотом или нет, мне так не показалось. Он хотел контролировать людей, повелевать свыше, как если бы был самим Господом."
       -- Какой ранг, а вернее позицию, он занимал внутри системы, с вашей точки зрения?
       "Он был под всесторонней защитой членов Партии, военных, министерства внутренних дел и тайной полиции. Для лейтенанта тайной полиции, он пользовался чересчур привилегированным, особым обращением. Его всегда хорошо спонсировали деньгами, он имел много связей в Восточной Германии... его эксперименты по личностному перепрограммированию проводились в Восточной Германии практически одновременно с Чехословакией... в начале 1960-х. Причина, по которой эксперимент в 511-м детском доме имел гораздо больший размах, по сравнению с относительно небольшой программой Особняка Красных роз в том, что правительство Восточной Германии считало его задачей национальной важности с самого момента создания. Однако долгое время я не знал, что происходящее в 511-м детском доме и в Особняке Красных роз было основано на одной и той же теории. Когда он начал набирать силу в середине 70-х, это дало толчок моему интересу к его настоящей личности. Я начал изучать его прошлое и собирать информацию, чтобы найти его слабое место; я занимался этим до тех пор, пока на середине пути не решил оставить его в покое. Стало очевидно, что продолжи я свои изыскания, я буду стерт с лица земли. После этого, я предпочитал смотреть в другую сторону. Я выкинул эту тему из головы и сделал усилие никогда к ней не возвращаться. Я буду откровенен. Я тоже боялся его."
       -- Как полагаете, почему Бонапарта стал настолько влиятелен?
       "Как я сказал ранее, нашим сознательным выбором было продлять жизнь системе. В частности, когда в 1977-м году Вацлав Гавел и его группа сопротивления Хартия 77 начала свою деятельность, правительство было на грани коллапса. Даже после того, как мы посадили Гавела за решетку, агитаторы всех сортов, как Марта Кубишова, продолжили возникать то тут то там. Это напоминало известную игру whack-a-mole, "прибей крота". Теперь представьте, что неожиданно появляется человек, наделенный волшебной способностью менять человеческую личность и образ мыслей, и вы поймете почему элита поддерживала все его начинания. Этот побочный проект под эгидой некоторых членов партии, который пестовался начиная с 1965-го, теперь приобрел несравненную значимость, как необходимый для поддержания жизни в старой системе власти."
       -- Таким образом, он мог контролировать других, чтобы получить возможность углубить свои исследования.
       "Именно. Настоящая цель его исследования была иной, нежели простое преследование интересов страны... Я думаю он хотел создать тип человека, который был бы способен подчинять других одним своим словом, как Бог или Дьявол. В то же время, он удовлетворял запросы партии, тайной полиции и армии. Все, что им было необходимо сделать, это переложить свою головную боль на его плечи -- он извлекал всю информацию, в которой они нуждались, и психологически обрабатывал ее носителей. Это был идеальный инструмент борьбы с либеральными активистами."
       -- Понятно. И моментом, к которому никто более не мог вмешиваться в его дела, стала середина 70-х... время появления Хартии 77. Кстати говоря, ранее вы упомянули, что интересовались его личной жизнью. Вы, безусловно, должны были что-то узнать прежде, чем все бросили.
       "Он любил пирожные с начинкой из сладких бобов и черный чай. Производил впечатление утонченного человека, одевался со вкусом... У него было множество псевдонимов, под которыми он публиковал свои книги. Психиатр и нейрохирург, психолог... человек многих талантов. Я изучил каждый из этих псевдонимов. Из них Клаус Поппе, привлек мое особое внимание. Немецкая фамилия Поппе хорошо известна по истории коммунистической партии Чехословакии. В частности, сама фамилия... вы знаете подоплеку взаимоотношений немцев и чехов?"
       -- Да.



(Мистер Ранке говорит, что после освобождения у него не было иного выбора, как уйти в теневой бизнес.
Бывшие члены тайной полиции из стран Советского блока, занятые в сфере организованной преступности --
серьезная, насущная проблема как для Европы, так и Азии.)

       "Почти все... после Второй мировой войны, практически все судетские немцы были изгнаны. Те из них, кто, несмотря на все, хотел остаться в стране, вынуждены были взять чешские имена, чтобы раствориться в людской массе. Многие из немецких иммигрантов так и поступили, сменили имена на более подходящие и прекратили использовать родной язык на какое-то время. Но были и те, очень немногие, кто с гордостью продолжил демонстрировать свою принадлежность к немецкому роду. В ходе войны они агитировали за антифашизм и независимость славянских народов; стоявшая особняком группа активистов, которая поддерживала интересы чехов. Некоторые из них были ярыми коммунистами, мечтавшими о присоединении к Советскому союзу. Наполовину чех, наполовину немец по имени Тернер Поппе принадлежал к обоим движениям. Он был и анти-нацист, героический борец с фашизмом, и коммунист. Говорят, он также проявил себя, как гениальный агитатор. Многие славяне, в особенности чехи, которые были вынуждены покинуть свои города, в результате осели в опустевших после изгнания судетских немцев домах, но семье Поппе было позволено остаться при своем, сохранить дом и общественное положение. Война закончилась, и перед страной встал выбор между капитализмом и коммунизмом. Однако, по итогам Мюнхенского соглашения, только Сталин поддержал Чехословакию против Гитлера. Правители тех времен, в частности президент Бенеш, особенно дорожили этим знаком поддержки. Поэтому мы выбрали примкнуть к Советскому блоку и перенять малознакомую социалистическую систему. Тернер Поппе помогал в деле создания партии, как учитель и как лидер."
       -- И можно с достоверностью утверждать, что он является отцом Клауса Поппе?
       "Я рассказал об этом и тому парню, Гриммеру. На этом моменте я прекратил свое расследование. Так что я точно не знаю насколько данная информация соответствует действительности. Еще одна зацепка, с которой можно бы было начать -- родной город Тернера Поппе под названием Яблонец-над-Нисоу, расположенный близ границы с Польшей."
       -- Что случилось с Тернером Поппе?
       "Вы знаете об обстоятельствах прихода коммунистов к власти в 1948? Все члены кабинета министров, за исключением министра иностранных дел Масарика, подали в отставку и коммунистами под началом Клемента Готвальда было сформировано новое, прокоммунистическое, правительство. Президент Бенеш также покинул свой пост, а несколько месяцев спустя и единственный оставшийся беспартийный министр Масарик умер при странных обстоятельствах. Дальнейшие события развивались в рамках однопартийной системы. Страной правили коммунисты. Есть сведения, что план и его исполнение было делом рук Поппе. Позже, он сошел со сцены. Кто-то полагает, что он потерпел поражение в политических играх и был сослан в Восточную Германию, некоторые говорят он ушел от жены, и причиной стали проблемы, связанные с женщиной. По факту, он умер от болезни в родной Богемии, но есть еще пара интересных историй, связанных с ним."
       -- Интересных историй?
       "Слухи, что его убил собственный сын... или, возможно, довел до суицида. Медсестра в больнице рассказала об этом перед самой его кончиной, он был настолько расстроен, что не знал более ни кто он, не мог назвать даже своего имени. В любом случае, хоть Поппе и мог считаться национальным героем внутри Коммунистической партии, его имя было целиком стерто из общей истории страны."
       -- Вы знаете что-нибудь о Йохане?
       "Он был чехом, кажется? Но я не знаю ничего, кроме того, что писалось в газетах. Тем не менее, я слышал об еще одном проекте, в котором Бонапарта принимал участие. Это был эксперимент по скрещиванию наиболее способных и физически совершенных мужчин и женщин, имеющих чешские корни, с целью создания превосходной чехословацкой расы. Я полагаю, что Йохан и его сестра-близнец могли вырасти из него."
       -- Так говорят. Но нет доказательств, что такой эксперимент действительно проводился. Кто, по вашему мнению, мог стоять за ним?
       "Не думаю, что тайная полиция имела к этому отношение. У меня такое чувство, что здесь были замешаны военные и отчасти государственная торговая компания Omnipol."
       -- Компания, подозреваемая в снабжении террористических организаций оружием и человеческим ресурсом.
       "У Бонапарты были спонсоры в различных организациях. Если хотите узнать об этом больше, я уверен найдется несколько гражданских объединений, которые уже предъявили обвинения прошлой администрации. Я уверен, что люди из Хартии 77 в особенности преуспели в расследовании некоторых моментов. Возможно кто-то из жертв этого эксперимента даже состоит в ее рядах."

       Ранке взглянул на часы, сказал, что пришло время прощаться и отказался продолжать интервью. Я подумал, что подобное поведение должно быть типично для того, кто давно привык обладать властью. Прежде чем уйти, я спросил его, являются ли слухи о его скором появлении на публичной арене правдой. Он пристально посмотрел на меня. "Пока у меня есть власть, я не стану публичной фигурой. Если я потеряю власть, такое может произойти... но тогда меня ждет смерть", ответил он. "Однако, я всегда действовал в интересах моей страны, таких, какими я их видел. Я лишь выполнял свою работу. В деле вершения судеб других людей, я отличался от Бонапарты. Я ни разу не испытал удовольствия, делая то, что делал. Я не знаю как долго еще продолжу жить, как сейчас... честно говоря, я устал от всего этого. Когда общество простит меня...? Было время, когда я действительно думал, что если Чешская республика войдет с состав ЕС, ненависть к старой системе утихнет."
       Ранке сухо разжал пальцы и положил руки перед собой на стол. Он тихо вздохнул. "Восточная система отгородила стеной весь Восток. В результате, наш образ жизни и система ценностей довольно сильно отличались от тех, что присущи капиталистическим странам Запада. Представьте гения, обладающего исключительными и не доступными пониманию других амбициями в этом узком пространстве между решеток -- к чему это приведет? Мы, офицеры, лишенные силы воображения, полагались на его талант не принимая во внимание соображения морали, не опираясь на здравый смысл. Вне зависимости от того, какой неприглядный результат мог ждать нас в итоге..."
       У меня не было слов, способных облегчить темное отчаяние, сквозившее в его речах. Когда придет тот день, когда он вновь сможет носить имя, данное ему от рождения? Спустя десять лет с падения коммунизма, раны все еще кровоточат.
       Мне вновь завязали глаза и я покинул ресторан.


1 комментарий: